Догма (Часть 4)
Автор kbaott, 30.07.2014 | Просмотров: 2 492 |
«Догма» (Dogma) — американский комедийный художественный фильм 1999 года. Четвёртая картина в выдуманной вселенной View Askewniverse Кевина Смита. Фильм был показан в рамках Каннского кинофестиваля. Два падших ангела, Локи и Бартлби, обреченные вечность торчать в штате Висконсин, узнали, что у них есть шанс вернуться в рай. Для этого нужно всего лишь воспользоваться ошибочной церковной католической догмой, провозглашенной кардиналом-новатором: каждый, прошедший через освященную арку в соборе в Нью-Джерси, получает отпущение грехов. Пройдя через нее, Локи и Бартлби получат прощение, далее им надо стать смертными, умереть и возвратиться в рай.
Есть только одно но. Если это произойдет, то исчезнет все сущее на земле, включая род людской. Помешать этому может только пра-пра… пра-пра племянница Иисуса Христа по имени Вифания, которой помогают тринадцатый апостол Руфус и два смертных пророка, одного из которых играет сам режиссер, а второго — его друг Джейсон Мьюз. К ним присоединяется уже давно живущая на земле Муза по имени Серендипити, подрабатывающая стриптизёршей…
Локи и Бартлби (в миру Ларри и Барри), сосланные на землю Богом за ослушание, узнают, что у них появился шанс вернуться домой. В церковных догматах обнаружилась лазейка — Обновленная Церковь проводит пиар-акцию: все, кто пройдёт сквозь арку церкви, получают отпущение всех грехов. Локи и Бартлби нужно всего лишь сбросить крылья, тем самым став людьми, и войти в церковь, после чего можно благополучно умереть и вернуться на Небеса. Но вернувшись на Небеса, они нарушат принцип, на котором зиждется всё мироздание — непогрешимость Бога. Стоит им осуществить свой план, и мир перестанет существовать.
Как оказывается, всё это — коварный план демона Азраила, которому надоела жизнь в аду и он готов сделать всё, даже разрушить этот мир, лишь бы прекратить свои муки. С помощью трёх своих адских помощников (отморозков-роллеров с хоккейными клюшками) он отправляет в кому ничем не примечательного бездомного, который оказывается воплощением Бога в человеческом облике. И пока главная угроза его замыслам недееспособна, Азраил начинает претворять в жизнь свой план.
Но ангелы тоже не дремлют и вовремя начинают предпринимать адекватные меры. Как-то ночью к сотруднице абортария Вифании Слоун с Небес спускается глас Божий — ангел Метатрон. Он возвещает ей, что она выбрана для того, чтобы спасти мир. В помощь ей он обещает двух пророков, ими оказываются Джей и Молчаливый Боб. В дороге к ним также присоединяется 13-й апостол — темнокожий Руфус, упавший им под ноги буквально с неба, и сообщивший Вифании, что она пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-внучатая племянница Иисуса Христа; также одной из помощниц становится муза Серендипити, работающая в одном из баров стриптизёршей.
Несколько интересных фактов о фильме:
- Изначально роль Бога была написана для Холли Хантер, но она не смогла принять участия в фильме. Не смотря на это, в картине оставили ссылку на «Пианино» (1993).
- Также роль Бога могла достаться Эмме Томпсон, но из-за рождения ребенка она не смогла принять участия в фильме.
- Альберт Брукс мог исполнить роль Кардинала Глика.
- Кандидатура Джоуи Лоурен Адамс рассматривалась на роль Вифании.
- Роль Локи была специально написана для Джейсона Ли, но из-за занятости на других проектах он отказался, сыграв Азраиля. Роль Локи досталась Мэтту Дэймону.
- Изначально Аланис Мориссэтт должна была сыграть Вифанию Слоан, но из-за своего мирового турне не смогла этого сделать. Однако, она всё-таки сыграла в фильме, появившись в роли Бога.
- Кевин Смит написал сценарий фильма еще до «Клерков» (1994), но не стал сразу пытаться притворить его в жизнь, т.к. хотел сделать картину с качественными спецэффектами.
- После встречи с Вифанией, Джей говорит: «Я типа Хан, ты – Чьюи, она – Бен Кеноби, и мы в этом долбанном баре!». Данная фраза – ссылка на «Звездные войны: Эпизод IV – Новая надежда» (1977).
- Переход между сценами сделан так же как в «Звездных войнах»: постепенная смена одного кадра другим.
- Во время съёмок проект проходил под названием «Медвежий коготь» (Bearclaw).
- Существовало восемь разных версий сценария, но ни в одном из них не было ничего сказано о Боге, решившем прибраться на улице после того, что натворили ангелы. Данная сцена была включена в картину в самый последний момент.
- В поезде, когда Молчаливый Боб хватает Бартлеби, последний кричит: «Шюлер Боб? Ты совсем очумел, Шюлер Боб!». Данная фраза отсутствовала в сценарии и является импровизацией актера. Бен Аффлек хотел сказать «Молчаливый Боб» по-немецки, но в итоге получилось кое-что другое: дело в том, что «schueler» по-немецки – «ученик». Не смотря на ошибку Аффлека, Кевин Смит решил оставить данную сцену в фильме.
- В начальной сцене, в аэропорту, Гвинет Пэлтроу сидит недалеко от Бена Аффлека. Её мы так и не увидим на экране, т.к. она не собиралась сниматься в фильме даже в роли-камео, а была приглашена на съёмочную площадку Беном Аффлеком.
- «Догма» стала четвертым фильмом в так называемой вселенной View Askewniverse. Другие картины – «Клерки» (1994), «Лоботрясы» (a.k.a «Тусовщики из супермаркета») (1995), «В погони за Эми» (1997), «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» (2001) и «Клерки 2» (2006). Все эти фильмы объединены общими персонажами, сюжетными линиями, событиями, а также в них содержится множество намёков и ссылок друг на друга.
- После того как Молчаливый Боб выбрасывает ангелов с поезда, он говорит удивленному пассажиру: «Безбилетник». Это — ссылка на фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989).
- По словам Кевина Смита, Джиллиан Андерсон была первоначальным выбором на роль Вифании.
- Когда Азраил говорит Молчаливому Бобу, чтобы он ударил его клюшкой для гольфа, он дословно повторяет монолог из фильма «Вой» (1981): «Давай, бери её. Не стесняйся. Бери. Так держать. Считай это моим подарком. Я сегодня добрый, смелей. Давай, буйвол».
- После того как Бог воскрешает Вифанию, Метатрон говорит: «Она владеет техникой. Она исцеляет. Делает тебя лучше, сильнее, быстрее…». Данная фраза является ссылкой на «The Six Million Dollar Man» (1974).
- В картине содержится несколько ссылок и намеков на Джорджа Карлина, включая имя Руфус (его персонаж из фильмов «Невероятные приключения Билла и Теда» (1989) и «Новые приключения Билла и Теда» (1991)), а также цитаты из его выступлений.
- Когда Азраил разговаривает с Бартлеби и Локи в детском мире, то на заднем фоне можно заметить игрушку Мэдмана. Мэдман – это персонаж, созданный Майком Оллредом, который делал наброски комиксов, показанных в «В погони за Эми» (1997).
- Руфус рассказывает о прошлом Вифании, упоминая ребенка, которого зовут Брайан Джонсон. Брайан Джонсон – друг Кевина Смита, сыгравший в большинстве его фильмов. Джонсон – также сценарист и режиссер, поставивший первый фильм студии View Askew – Vulgar (2000) – который не был срежиссирован Кевином Смитом.
- Фраза Руфуса «Знаю ли я его? Ниггер должен мне 12 баксов!» является импровизацией Криса Рока.
- В первоначальных версиях сценария диалог между Локи и монашкой был намного вульгарнее.
- Одежда на всех ангелах одинаковая, отличается только её цвет.
- Несколько романо-католических организаций призывали к бойкоту данного фильма.
- В одежде каждого из ангелов (Метатрона, Бартлеби и Локи) есть капюшоны, которые символизируют их нимбы.
- Роберт Холтцман, декоратор фильма, исполнил роль-камео, сыграв полицейского. Также в картине есть персонаж, названный в его честь, — мистер Холтцман.
- В фильме содержатся ссылки и намеки на различные комиксы. Например, один парень из Адской тройки одет в майку с изображением Хеллбоя; Бартлеби говорит: «Не злите меня. Я вам не понравлюсь в гневе», — что является ссылкой на Халка; игрушку Мэдмана можно заметить детском мире.
- В одной из сцен Джей и Молчаливый Боб говорят о том, что они искали вымышленный город Шермер. Это – намек на фильмы Джона Хьюза. Позднее Руфус рассказывает о прошлом Вифании, упоминая ребенка, которого зовут Брайан Джонсон. Точно так же звали персонажа из фильма Джона Хьюза «Клуб «Завтрак» (1985), действие в котором происходило в Шермере.
- Роль Азраиля могла достаться Биллу Мюррэю и Адаму Сэндлеру.
- После нескольких неудачных дублей сцены, в которой Джей должен был орать на Бога, требуя объяснений случившегося; Кевин Смит сказал Джейсону Мьюсу, чтобы он просто сымитировал Даффи Дака.
- Дизайн летней площадки ресторана «The Mooby» был специально разработан для фильма. По форме, площадка напоминает гигантскую мясорубку.
- Сцена казни в зале заседаний совета директоров по стилю должна была напоминать фильмы Джона Ву, но в последний момент Кевин Смит решил отказаться от данной идеи.
- После того как Кевин Смит и Скотт Мосье узнали, что Алан Рикман является большим поклонником фильма «В погони за Эми» (1997), они сразу же предложили ему роль Метатрона. После прочтения сценария, Рикман задал всего лишь два вопроса: 1) будет ли фильм точно следовать сценарию?; 2) крылья будут компьютерными или механическими?
- Почтовый адрес Бартлеби и Локи — 345 Redemption Blvd, Milwakee. Адрес можно заметить на конверте, в котором содержится вырезка из газеты.
- За весь фильм Молчаливый Боб произносит три слова (при русском переводе – два): «безбилетник» в поезде; и «спасибо» после того, как Руфус поговорил с Джеем, прежде чем отправиться обратно на небеса.
- Кевин Смит написал черновую версию сценария в начале 1990-х гг. и планировал поставить «Догму» сразу же после «Клерков» (1994), где в конце финальных титров сказано, что «Джей и Молчаливый Боб вернутся в «Догме». Однако, Смит не был полностью удовлетворен сценарием и решил отложить проект.
- Кевин Смит очень хотел, чтобы режиссером фильма стал Роберт Родригез. Роберту понравился сценарий, но, по его мнению, это была слишком личная история, и поэтому он настоял на том, чтобы Смит сам срежиссировал фильм.
- Существовало около восьми версий сценария, одна из них (третья) еще до выхода фильма на экраны просочилась в Интернет. Именно эта версия вызвала больше всего протестов со стороны религиозных организаций.
- В одной из сцен фильма Молчаливый Боб читает газету «USA Today». Кевин Смит познакомился со своей женой во время интервью, которое она брала у него для данной газеты.
- Кадры, на которых мы видим поезд снаружи, были позаимствованы из фильма «Узкая грань» (1990).
- По словам Кевина Смита, ему было очень сложно работать с Линдой Фиорентиной. Доходило до того, что они не разговаривали с друг другом по несколько дней. По словам Смита, он жалеет, что не отдал роль Вифании Джанин Гарофало.
Итак. Кто-то назовет этот фильм богохульническим, кто-то просто скажет, что это тупая комедия. Ни тот, ни другой в целом прав не будет. Во-первых: в «Догме» нет богохульства, собственно Дружище Иисус ничего такого вредного не несет, а остальные вольности режиссера в целом безобидны. Впрочем, если уж вы очень богобоязненный человек — не смотрите. Очень просто. Во-вторых этот фильм рассуждает на очень интересные темы: что будет, если за реорганизацию церкви возьмется священник-придурок; что будет, если прощать все грехи всем подряд, даже тем, кого сбросили сверху; что будет, если неаккуратно пользоваться догматом «все, что истинно на земле — истинно и на небе». Хотя стоит учесть, что все это в большей степени присуще католической вере. Православие, как известно, несколько строже.
В целом фильм не стоит смотреть тем, кто очень сильно верует и не приемлет любых вольных рассуждений о Боге и вере. Остальным — по желанию.
Вместо эпилога:
Вслед за дождем пошел снег, а за ним – два дурака.
— Роберт Шекли
Метки: jay and silent bob, Джей и молчаливый Боб, джейсон мьюз, кевин смит, фильмы
Писано 30.07.2014