«Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» (Jay and Silent Bob Strike Back) — комедия Кевина Смита, ставшая пятым фильмом в так называемой вселенной View Askewniverse. Как-то раз в один погожий день небезызвестные Джей и молчаливый Боб, как всегда, подпирали спиной стену бакалейной лавки в Нью-Джерси, и именно там их застало страшное известие, что их персоны, оказывается, лежат в основе комиксов «Пыхарь и Хроник», которые в Голливуде даже собираются экранизировать. Учитывая, что наша парочка не получила ни цента за то, что их именами нагло воспользовались, прилюдно выставив полными идиотами, Джей и молчаливый Боб отправляются на студию «Miramax», дабы восстановить справедливость. По ходу своего движения к Голливудской студии Джей встретит свою любовь, Боб подружиться с макакой, за ними будет гоняться слегка дурковатый федеральный инспектор Уилленхолли — каждую минуту антураж и сцена на экране будет меняться в неожиданную сторону.
Раздача всех фильмов о Джее и молчаливом Бобе на rutracker.org (все фильмы в одной раздаче)
Это, к слову, первый фильм из серии о Джее и Бобе, который я увидел. И это было очень круто, так как на тот момент более отвязных комедий не было. Поэтому «..ответный удар» очень сильно врезался в память, хотя и понят мной он был не сразу. Было дело, что я ходил по техникуму и напевал гимн драг-диллеров, чем сильно вгонял в ступор преподавателей. А потом мы с другом копировали Джея и Боба. Я был Бобом, а друг — Джеем, причем тут аналогия наоборот — я высокий и более-менее стройный, а друг невысокий и коренастый. Но я молчун, а он болтун. Бывало мы становились на входе в кабинет и «фарцовали травой». Ну травы-то у нас никакой не было, но уж больно потешно это все выходило.
В фильме показаны несколько дней из жизни Джея и его молчаливого друга Боба. В один прекрасный день друзья как всегда подпирают стену магазина в Нью-Джерси, но после обвинения в торговле лёгкими наркотиками, полиция им запрещает подходить к этому магазину. Они делятся информацией о беде с продавцом комиксов Броди и случайно узнают, что по комиксам «Пыхарь и Хроник» (Bluntman and Chronic), в основу которых легла их жизнь, собираются снимать фильм. В Интернете многие отписались крайне отрицательно об этом фильме, и друзья решили остановить этот поток негативных сообщений, отправившись в Голливуд и сорвав съёмки фильма. По пути в Голливуд друзья попадают в разные ситуации, с огромным количеством пародий на другие голливудские фильмы и мультсериалы.
Фильм «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» изобилует цитатами из голливудских фильмов и различных комиксов.
Кевин Смит не скрывает, что является большим фанатом «Звёздных войн», и включает ссылки на эту эпопею в большинстве своих фильмов. В частности, когда в эпизоде на студии Miramax охранник (Дидрих Бейдер) поймал Джея и Молчаливого Боба, он запрашивает по рации «Базу Эхо». «База Эхо» — кодовое название повстанческого аванпоста на Хоте в фильме «Звёздные войны: Эпизод V — Империя наносит ответный удар» (1980).
Эпизод на плотине, с которой якобы спрыгивают Джей и Молчаливый Боб — это пародия на фильм «Беглец». Другая аллюзия на этот фильм — это название фармацевтической компании «Провазик», в которую по сюжету вламываются Джей и Молчаливый Боб. Точно такое же название было у «волшебного лекарства» в «Беглеце».
В 1999 году Кевин Смит на своем форуме опубликовал крайне негативную рецензию на фильм «Магнолия» (1999), после чего разразилась настоящая война между фанатами Пола Томаса Андерсона и Кевина Смита. В фильме содержится намёк на данную вражду: ник одного из юзеров на форуме, который читают Джей и Молчаливый Боб, — Magnolia-Fan (Магнолия-фэн).
Имена охранников на студии Miramax — ссылки на известных персонажей различных комиксов. Например, Гордон — Джеймс Гордон, комиссар полиции Готэма из комиксов про Бэтмена; Шо — Себастиан и Шиноби Шо; Акинс — другой комиссар полиции Готэма.
Имя и должность персонажа Federal Wildlife Marshal Willenholly (Federal Wildlife Marshal переводится как Инспектор по охране окружающей среды) собраны из имен трёх персонажей: Маршалла, Уилли и Холли из сериала «Land of the Lost» (1974).
В продолжение темы о копировании Джея и Боба. Как-то раз мы с другом поспорили. Тему спора я уже не вспомню, но проигравший должен был целый день молчать как Боб. Вообще молчать. Ну я и проиграл. Пришлось молчать. Это было забавно, когда меня вызвали к доске (а дело было в техникуме) и мне пришлось мычать и размахивать руками, чтобы что-то объяснить. Препод был в хорошем настроении и решил, что это снова какие-то шутки (вся аудитория в этот момент валялась по полу) и отпустил меня с богом.
После этого нам с другом преподаватель, у которого мы проходили дипломный нормоконтроль, назначила нам придти к ней в этот день с дипломами и чертежами. Как вы понимаете диалога не вышло, преподаватель очень долго пыталась от меня добиться хоть слова, но я не сдался. Пришлось приходить на следующий день и объяснятся. Эх, были же времена…
Прохождение лазерной системы защиты в сцене с четырьмя воровками — пародия на фильм «Западня» (1999). Кстати что-то подобное было позже в фильме «Двенадцать друзей Оушена», когда Тулур обошел лазерные лучи в танце.
Эпизоды на студии Miramax пародируют различные фильмы, многие из которых были сняты на этой студии (на этой же студии были сняты все фильмы самого Смита), причем многие актёры и режиссёры сыграли сами себя. Так, Гас Ван Сент, Бен Аффлек и Мэтт Дэймон якобы участвуют в съёмках сиквела «Умницы Уилла Хантинга». По распространённой версии Кевин Смит принимал участие в написании сценария «Умницы Уилла Хантинга» (1997), за который Аффлек и Дэймон получили Оскар. Когда Джей и Молчаливый Боб убегают от охранников, они пробегают мимо людей, снимающих фильм «Сорвиголова». Человек, руководящий съёмками, — Марк Стивен Джонсон, который впоследствии и поставил этот фильм в 2003 году. Когда Джей и Молчаливый Боб случайным образом находят Сьюзан на съёмочной площадке вымышленного «Крика 4», главная героиня вымышленного фильма (Шэннен Доэрти) выражает крайнее удивление, что под маской маньяка скрывается орангутанг. На съёмках трилогии «Крик» Уэс Крэйвен никогда не говорил актёрам, кто является настоящим убийцей. Когда Джей и Боб ходят по студии, то в одной из сцен на заднем плане можно заметить несколько мужчин в чёрных костюмах и одного в полицейском костюме. Это — аллюзия на «Бешеных псов» (1992).
В фильме также есть очень много аллюзий на другие фильмы Смита. Так, на протяжении фильма эпизодически появляются персонажи из «Клерков» (Данте, Рэндел и Уильям Блэк), «Лоботрясов» (Броди) и «В погоне за Эми» (Холден, Бэнки и Алиса). После финальных титров фильма гигантскую книгу с логотипом View Askew закрывает Бог в исполнении Аланис Мориссетт, которая сыграла эту же роль в «Догме». Поскольку в фильмах Смита играют преимущественно одни и те же актёры, некоторые актёры (Джейсон Ли и Бен Аффлек) исполнили в фильме сразу по две роли. Эти герои часто либо повторяют дословно, либо произносят с небольшими изменениями фразы, которые они говорили в предыдущих фильмах. Например, когда Крисси (Али Лартер) наставляет нож на Джея, он говорит: «Зачем тебе нож? Мы что, будем резать торт или что?» Данная фраза изначально была написана для сцены в поезде в «Догме». Уильям Блэк (его играет постоянный продюсер фильмов Смита Скотт Мосье), единственный раз появившись в кадре, произносит фразу «That’s beautiful, man», которую он постоянно повторял в «Клерках». В сцене, где Джей и Молчаливый Боб едут в автомобиле с монашкой, над приборной доской автомобиля установлена статуэтка «Дружище Христос», которая появлялась в «Догме».
В фильмах Кевина Смита часто упоминается число 37. В данной картине можно заметить баннер, на котором написано «Поздравьте нас с нашим 37 ограблением». Сцена, на съёмки которой попадают Джей и Боб, обозначена как «Сцена 37, дубль 1». Тюремный номер Джастис — 3737. А в фильме «Клерки» персонаж Брайана О`Хэлорана был вне себя когда узнал, что его девушка отсосала 36 членов и его был 37-ым!
Фильм заканчивается эпизодом, пародирующим фильм «Пурпурный дождь» (1984). Снимавшаяся в «Пурпурном дожде» группа The Time поучаствовала в этом эпизоде.
Ну и конечно же перлы и фразочки из фильма тут же были растащены и применялись постоянно по делу и без. Один только «грязный овце*б» чего только стоил. дело в том, что в 2002 году компьютеры дома были не у многих и посмотреть такой фильм можно было только на CD, который ходил по рукам именно компьютерщиков (по крайней мере у нас так было). Так вот мы с другом выбирали «жертву», подходили к ней и так спокойно заводили разговор о том, что «трахнул бы он овцу будь он другой овцой», дожидались ответа, что трахнул бы, ну и… поднимали шум по этому поводу. Причем было это весело и не только нам, «жертву» мы выбирали такую, чтоб не обиделась, а даже и подыграла.
В фильме также очень неплохой саундтрек, самые мои любимые композиции это: Bon Jovi — Bad Medicine, Morris Day and The Time — Jungle Love, RUN DMC — Tougher Than Leather, и конечно же Гимн драг-диллеров на русском.
xxx: Да ты не понимаешь, что такое пожогать на настоящей заряженной тачке ! Это драйв, это адреналин, это кипящая кровь! Да ты потом без этого не сможешь жить!
yyy: Поехали со мной как-нибудь зимой в рейс на лесовозе. Я те гарантирую полную жопу такого высокопробного адреналина, от которого атеисты срочно становятся верующими, крестятся и тщетно пытаются вспомнить «Отче наш».