Всем привет. Почитав статью моего друга о социальном эксперименте, который мы с ним провели примерно полгода назад, я решил написать «спин-офф» к его статье. Но для начала, пару слов по поводу книжного социального эксперимента. Он состоял из трех частей, или даже, трех вопросов на которые мы хотели получить ответы. Вот они:
Кстати, такая плачевная ситуация с книгами и чтением вообще, наверное, не только в нашем городе. Хотя в Луганске букинисты говорят, что люди много читают и, что интересно, самая читающая категория это — молодежь. Причем молодежь обратилась к классике — к Достоевскому, к Толстому etc. Возможно это показатели культурного (реально культурного, без сарказма) Луганска, но в его округе все намного хуже. Но если молодежь и правда отворачивается от смартфонов и интернета и обращает свой светлый взор к книгам, то это радость великая! Это говорит о выздоровлении общества! О том, что самая главная часть этого общества может сорвать с себя позорное клеймо, именуемое «потерянным поколением»!
Мой рассказ очень сжатый, на самом деле все это заняло уйму времени, было потрачено много сил, нервов и денег. И во всех наших странствиях мы не встретили ни одного такого же книжного безумца как мы, не считая букинистов, которые токмо лишь продают книги, утратив к ним былую любовь и рассматривая их как товар, не более. Все это очень гнетёт.
А что делать с книгами, которые мы не смогли продать? Оставлять у себя — ни в коем случае! Места и так нет, а хранить одинаковые книги это роскошь. Поэтому мы плюнули на торговлю, по газам и в библиотеку. И вот тут уже у меня началась вторая часть этого социального эксперимента.
Сразу скажу, что у нас в городе несколько библиотек, но две их самые крупные — центральная библиотека им. Н.К. Крупской (в центре города) и библиотека №8 (на 3-м микрорайоне). Вот в них я и направил свои стопы… то бишь колеса. Первую партию книг в количестве около 120 книг я отвез в центральную библиотеку, так как она и больше и ближе к моему дому. В ней я натолкнулся на «синдром хихикающего попа» (поп, в смысле — священник). Сейчас объясню: когда мы с женой решили венчаться в церкви, через год после свадьбы, то, ничего не зная об этом обряде, пошли в церковь за консультацией и натолкнулись там на забавного то ли дьяка, то ли попа, довольного молодого, но неприятного тем, что он, отвечая на наши вопросы, хихикал и вел себя как-то по-хамски. Мы подумали, что он юродивый и бог с ним. Оказалось, что он вполне нормальный, просто вот такой вот придурок. Он хихикал и болтал с певчими тетками даже в процессе венчания. Была большое желание заехать ему по… лицу, но мы в храме божием, низззя. Так вот в библиотеке, в храме книжном, когда я привез кучу книг — на меня смотрели туповатыми заспанными глазами, смотрели как на придурка. Я немного смутился, думая, что, может быть, я что-то не так делаю и, может быть, есть какие-то священные правила и я их нарушил… Да какие там правила? Ну приехал, привез много книг, ничего особенного. Я ждал простого «спасибо» и, возможно, беседы со сведущими людьми о книгах… но ни благодарности не последовало, а беседа не завязалась… Я попытался начать разговор и попросил их поискать две книги, которые мне нужны были на один день, чтобы отсканировать страницы: у меня эти книги есть, но из них вырваны листы и в интернете я этих книг не нашел. Мне сказали, что таких книг у них нет и… все. Ни «спасибо», ничего. Я уехал со смешанными чувствами.
Второй заход был в эту же библиотеку. Я привез еще 163 книги из своей домашней библиотеки, которые отсортировал — они меня мало интересовали, поэтому я решил отдать их в библиотеку, все равно я их читать не буду. Там были в основном советские книги 60-80-х годов о революционерах, о войне, о советских рабочих, в общем — books about strong soviet people. Но книги в любом случае достойные, просто у меня их очень большой излишек, я отобрал примерно треть всех книг на эту тему. Второй раз меня встретили примерно так же и снова-таки никакой благодарности, книги приняли так, будто я обязан был их привезти, а они давно ждали. Больше в библиотеку имени Крупской я не пойду. И не только по этой причине: чего не хватишься — ничего у них нет, вот сколько раз я не спрашивал у них какие-то книги, нет и все. Не знаю, может быть у меня запросы слишком сложные, но вот, что я просил: Иван Цацулин «Атомная крепость, книга 2», Вольфгагнг Шрайер «Храм сатаны», Т. Далецкий «На сопках Манчжурии», Стефан Дичев «За свободу!», Лев Дугин «Лицей» и «Северная столица» — этих книг они мне не нашли. Конечно в провинциальной библиотеке не может быть всех книг, но как-то все равно неприятно, когда в библиотеке постоянно получаешь отлупы.
Всего библиотекам я подарил около 400 книг.
Плюнув в сторону оскверненного храма книжности, в следующий раз я направился в другую библиотеку, которая находится довольно далеко, но эксперимент нужно было заканчивать. В нее я книги привез также за два захода: первый раз около 50 книг, а второй раз, уже вот неделю назад, еще 60 штук. И представьте себе: «чуть ноги не целовали!», сразу накинулись на ящики, начали разбирать книги: «И это нужно! И это! О! «Война и мир» — какая прелесть! «Уроки французского» — вау, да у нас всего две книги, за ними очередь!». Это было приятно. При этом мне дали порыться в их обменном фонде, где можно брать книги навсегда и безвозмездно, там я выбрал несколько хороших книг. Все были рады и довольны. Теперь все книжные излишки я буду отвозить в эту библиотеку, а в центральную тропа от моего дома уже заросла.
Вот такая история. Вот такой социальный эксперимент.
Все пока. И всем хороших книг!
Все может быть, и быть все может, и лишь того не может быть, чего совсем уж быть не может. Хотя… и это может быть.