Наверх

ГАЗ-М20 «Победа»!

Автор kbaott, 09.05.2011 | Просмотров: 9 434 |

28 июня 1946 года на Горьковском автомобильном заводе был начат выпуск легковых автомобилей «Победа» ГАЗ-М-20. Правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля «ГАЗ» получил в феврале 1943 года, сразу после победы под Сталинградом. Первый прототип был готов 6 ноября 1944 года. А 19 июня 1945 года в Москве состоялся показ «Победы» Сталину, на котором и было получено разрешение назвать автомобиль этим именем. Изначально планировалось, что автомобиль Победа будет называться «Родина». Узнав об этом, Сталин иронически спросил: «Почем Родину продавать будете?». Название тут же изменили на «Победу». Сталин ответил: «Невелика победа, но пусть будет «Победа». Это название и было утверждено. Массовое производство «Победы» началось в 1946 году.
Автомобилю ГАЗ-М-20 было суждено стать не просто этапным, а вписать славную страницу в историю отечественного и мирового автомобилестроения. Ему выпала особая роль. Он стал родоначальником послевоенного поколения газовских автомобилей, воплотив в себе немало существенных конструктивных новшеств. Это была настоящая победа наших конструкторов, сумевших предвосхитить события, обогнать время. Это была победа над консерватизмом советской конструкторской школы того времени. «Победа», созданная коллективом под руководством главного конструктора «ГАЗа» А.А. Липгарта, — первый отечественный автомобиль, не скопированный с зарубежного аналога, подобно своим современникам — ЗИС-110 и «Москвич-401». Более того, «Победа» послужила примером для подражания: в частности, кузов английского «Standard Vanguard» 1947 года внешне весьма напоминал ГАЗ-М-20.

Секрет успеха «Победы» — в самом принципе конструирования машины: не повторение освоенных моделей, а создание автомобиля, опережающего достигнутый уровень техники. ГАЗ-М20 был первым отечественным автомобилем с несущим кузовом, первым в мире серийным автомобилем с кузовом «бескрылой» формы. Сделано это было не только ради внешнего дизайна: упрощенная форма боковин позволила ускорить и удешевить процесс изготовления кузовных штампов, а также добиться отличных аэродинамических показателей. Форму кузова «Победы» предложил молодой дизайнер В. Самойлов. Кузов отличался продуманностью формы, законченностью линий. Обилие хромированных деталей придавало автомобилю элегантный и солидный вид. Именно на «Победе» впервые появились электрические указатели поворотов и стоп-сигналы, а также звуковой сигнала высокого и низкого тонов. С тех пор двухтоновый сигнал стал фирменной особенностью автомобилей марки «ГАЗ». Машина также имела независимую подвеску передних колес (впервые на автомобилях «ГАЗ»), гидравлический привод тормозов, 3-ступенчатую коробку передач с синхронизаторами, V-образное лобовое стекло, что стало отличительной особенностью этой модели. Автомобиль имел комфортабельный салон, в котором свободно располагались 5 человек. При снаряженной массе 1460 кг наибольшая скорость «Победы» составляла 105 км/ч, разгон с места до 100 км/ч занимал 46 секунд, а расход топлива — 11 л на 100 км. Для обеспечения экономичности был выбран четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 2,1 литра вместо шестицилиндрового, предполагавшегося в первоначальном варианте. Улучшилась посадка, появился отопитель, так что водители могли пренебречь инструкцией, согласно которой обязаны были возить с собой мешочек с солью для протирки замерзших стекол. В задней части кузова располагался емкий багажник, в котором помещалось запасное колесо. «Победу» сразу же заметили за рубежом и оценили конструкторские и технические достоинства машины. Именно с ГАЗ-М20 начинается экспорт автомобилей «ГАЗа».

«Победа» неоднократно модернизировалась. Наряду с базовой моделью с кузовом «седан» выпускались модификации с кузовом «кабриолет»

А также такси и «скорая помощь». Во время освоения целинных земель был создан комфортабельный внедорожник ГАЗ-М72, не имеющего в ту пору аналогов в мировом автомобилестроении.

Самую сильную сторону «Победы» — способность работать на любых дорогах — отмечает энциклопедия по истории автомобилестроения Джорджано.

За 12 лет (1946 — 1958) с конвейера завода сошло 235 999 ГАЗ-М20 «Победа». Польская же вариация этого автомобиля под названием «Варшава-223» производилась вплоть до 1973 года и превзошла по численности выпуска свой оригинал — их было выпущено 253 тысячи. Это говорит о внушительном успехе творческого коллектива инженеров и техников завода, в состав которого входили Ю.Н. Сорочкин, Л.В. Косткин, Н.Г. Мозохин, Г.М. Вассерман, А.Н. Кириллов и другие. За создание конструкции и организацию производства автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» большая группа работников завода была удостоена Государственной премии СССР. Сегодня очень редко встретишь такой автомобиль в первозданном виде, народные умельцы тюнингуют их превращая вот таких вот красавцев:

На этом все. Кланяюсь. До новых встреч и…

С ДНЁМ ПОБЕДЫ!

Вместо эпилога:

Одна девочка так много читала, что разучилась фотографировать себя в зеркале

— «Я постиг шизофрению»


Писано 09.05.2011

Понравилась статья? Тогда получайте обновления на e-mail: