Я иногда люблю взять в руки книгу автора, имени которого я никогда не слышал, и ради интереса прочесть ее. Это хорошая разминка между чтением разных известных и признанных писателей вроде Пикуля и Стругацких. В этот раз мне попалась как раз такая книга. Конечно, я — «село не асфальтированное», если до сих пор не знал, кто такой Артур Хейли и о чем и как он пишет. Каюсь, был грех. Но мне в руки попал роман «Отель» Артура Хейли.
Недавно, в разговоре о книгах, коллега посоветовал мне почитать Артура Хейли и назвал его книги «Аэропорт» и «Отель», я эти названия очень хорошо запомнил. Я спросил, что там такого интересного, он не стал спойлерить, но только сказал, что это романы, в которых описывается как работает тот же аэропорт или отель. Сначала я подумал, что это какой-то бред… а потом задумался. Отель, аэропорт? Роман? Интересно… Я знаю, если у меня в голове промелькнуло слово «интересно» относительно чего-либо, то я уже не отвяжусь пока не разберусь.
И я кинул клич, что хочу купить что-то из Хейли. Как назло никто не отзывался. Все-таки не я один, такой темный… И вот мне пишет один человек и предлагает за 50 рублей купить у него «Отель»… (кхм, отель за 50 рублей, ага, ну да). Так вот, он не поленился и привез мне книгу домой! Получил 100 рублей — он привез еще Айзека Азимова «Я — робот». Сказал, что нашел на лавочке эти книги, потом они валялись у него дома, а тут увидел мое объявление. Итак, я получил одну из тех книг, с которыми очень хотел ознакомиться и принялся читать.
Что я могу сказать? Блеск! «Блеск пяти бриллиантов!» «Отель» Артура Хейли — замечательная вещь, я никак не ожидал, что буду так сильно увлечен этой книгой. Я жил в отеле вместе с героями, я сопереживал симпатичному вору, мне понравился старичок, похожий на воробушка, все остальные герои оказались «с лицами», с характерами — они живые. Во время прочтения мне показалось, что дух книги похож на фильм «Тринадцать друзей Оушена» и почему-то перед глазами стояли кадры из игры Grand Theft Auto IV про Нико Белика. Не знаю почему, но что-то есть общее у них. И фильм и игру я очень люблю, а значит это были приятные ощущения. Автор каким-то необъяснимым образом умеет держать в напряжении, умеет сделать, хоть и банальный, но резкий поворот сюжета, которого совсем не ждешь, но он как раз вовремя. Во общем хорошо читается, как есть — на одном дыхании. Больше ни слова, так как каждое лишнее слово может испортить впечатление от книги.
Теперь я хотел бы иметь всю библиографию Артура Хейли у себя дома, но, боюсь, это будет не просто. На «Отеле» пока все остановилось. А электронные книги меня не интересуют, хотя я их и качаю гигабайтами… зачем? Не знаю. Пусть будет.
Теперь о самой книге. Черт возьми, то, что мне попалось — это почти самиздат! В мягком клеевом переплете, книга развалилась, когда я прочитал треть — отвалилась обложка и книжка распалась на несколько частей, пришлось срочно восстанавливать. Стало лучше, но не намного. Книга издана в 1992 году каким-то подвальным Компьютерно-издательским центром «ЗеркаLo» объединения «Глобус». У них еще и логотипы такие жуткие — одними кривыми руками рисовались. Причем кривизна этих рук еще и на самом тексте отразилась.
Бумага натурально — туалетная. Печать как на старом струйном принтере Canon, помните были такие, которые в режиме экономии печатали размытые серые буквы. Причем степень размытости и серости менялась от странице к станице кардинально. В общем не понятно, какой там в начале 90-х мог быть компьютерно-издательский центр в Петрозаводске, который сумел наштамповать аж 300 000 экземпляров!
Но это как раз тот сорт книг, когда их внешнее убожество с лихвой компенсируется их содержанием!
Раз уж тут пошла такая пьянка, то я не могу не сказать пары слов об авторе. Итак, Артур Хейли — родился 5 апреля 1920 в Англии, ныне покойный (24.11.2004), канадский прозаик британского происхождения, за свою жизнь написал 11 книг. Зато каких!
Хейли проводил около года в работе над сюжетом, около шести месяцев делал заметки и черновики и как результат, около полутора лет писал собственно книгу. Например, он прочитал 27 книг о гостиничном бизнесе для «Отеля», это добавило роману реализма, хотя кое-кто считает, что это прикрытие слабого литературного таланта. Не знаю, не знаю, если книга затягивает и заставляет сопереживать героям, то это уже талант. Критики они такие критики. Сам Хейли не считал себя серьёзным писателем, а просил называть его «сочинителем». Как бы то ни было, его книги были весьма популярны у читателей и неизменно становились бестселлерами. А это, знаете ли, говорит о том, что критиканы идут к черту.
В каждом из его романов встречаются различные финансовые или технические подробности, в дополнение к драматическим отношениям между героями, доступным языком изложенная информация о том, как функционирует то или иное устройство или система и как они влияют на общество и его индивидуумов. В романах подробно показан генезис какой-либо системы, её развитие, неизбежные проблемы, приводящие в конце концов к кризису, который счастливо разрешается к концу романа.
Многие из книг Артура Хейли становились бестселлерами № 1 в списке «Нью-Йорк Таймс». В мире было продано более 170 миллионов экземпляров на 40 языках. Многие произведения были экранизированы, а по «Отелю» был снят телесериал. По «Аэропорту» был снят блокбастер с превосходными спецэффектами.
Стоит привести библиографию Артура Хейли, тем более, что она не очень обширная:
Все это хоть и сложно найти, но я буду статься, так как мне теперь очень интересно ознакомиться со всеми его производственными романами.
Ну а для тех, кто читает и электронные версии, у меня кое-что есть: Arthur Hailey
Все может быть, и быть все может, и лишь того не может быть, чего совсем уж быть не может. Хотя… и это может быть.