Я Вас торжественно! Сегодня я праздную свое 28-е критическое обновление, то есть у меня сегодня 28-й день варенья. Вооот… Не то чтобы я праздную, мне как-то вообще мой ДР мало доставляет. Я всегда в свой день рождения праздную глобально более весомое событие — сегодня исполняется аж 32 года IBM PC-совместимому компьютеру, об этом я как-то писал пару лет назад. Дело в том, что я просто не представляю себя без компьютеров, это мой хлеб, мое хобби, и, надеюсь, мое призвание. Вот поэтому день рождения IBM PC для меня так много значит. Кроме этого в 2003 году 24 апреля Micro$osft выпустила Windows Server 2003, кстати это первая серверная ОС с которой познакомился, сейчас на работе крутится Windows Server 2008 R2. Это было в качестве вступления. Теперь небольшое лирическое отступление:
Я всегда был ярым фанатом разной олдскульной техники — старые ПК, десктопы на 386/486-е процессорах и SIMM/SO-DIMM памяти, монохромные мониторы и тому подобное. И вот недавно, примерно неделю назад я заметил, что у меня работе скопилось довольно внушительное количество старого железного хлама, который под слоем пыли ждет своего последнего пути в трэш. Собравшись с мыслями, силами, поборов лень, я взялся вытаскивать железяки на свет божий, дабы диагностировать их на предмет живое/мертвое. И вот после нескольких дней ковыряния в пыли, лазания по полкам, стеллажам и неприветливым шкафам я, все же, насобирал «могучую кучку» старого железа. Глядя на весь этот хлам, я порадовался, что не утилизировал его, и решил, что попытаюсь восстановить, реанимировать, реставрировать, если угодно, хоть что-то, дабы соорудить нечто похожее на мини-музей компьютеров.
Что из этого вышло я напишу подробно позже. А сейчас перейду к главной теме этого поста: старые компьютеры это не просто древнее железо, с низкой производительностью, убогим внешним видом и низким юзабилити, это культура, каждый из таких компьютеров представляет определенную Эпоху Вычислительных машин. Вряд ли кто-то, кто работал с древним IBM PC или Amiga 1000, скажет, что эти компьютеры — гуано, напротив, скорее всего воспоминания об этих аппаратах вызовут приятное чувство ностальгии по былым временам. Мне повезло застать давно забытую эру IBM PC и «Поиск-2», эру DOS и Windows 3.1, эру Norton Commander. Мне повезло поработать на старых компьютерах, благодаря чему я имею представление о том, что было раньше ИТ-индустрии. Современная молодежь «оторвана» от истории как таковой, не гововря уже об истории компьютерной. «Если человек не знает своей истории, у него нет будущего» — сказал классик, так и в IT. Я думаю, что практически любой «бородатый» компьютерщик, много знает об истории ПК. Но таких олдфагов не много и не всегда есть возможность получить краткую, хорошо структурированную историческую справку. Вот такой справкой является этот пост — экскурс в историю персональных компьютеров в фотографиях, стащеный мной с THG, мной местами поправленный и дополненный. Прошу ознакомиться.
Предком современного компьютера является суммирующая машина, а первой и самой важной стала машина изобретённая Блезом Паскалем в 1642-1645 годах. Машина ныне известная под именем «Паскалина» была построена на взаимодействии многочисленных шестерёнок. На каждое из этих колёсиков, соответствовавших одному десятичному разряду числа, были нанесены деления от 0 до 9. При вводе числа, колесики прокручивались до соответствующей цифры. Совершив полный оборот, избыток над цифрой 9 колёсико переносило на соседний разряд, сдвигая соседнее колесо на 1 позицию. Первые варианты «Паскалины» имели пять зубчатых колёс, позднее их число увеличилось до шести или даже восьми, что позволяло работать с большими числами, вплоть до 9999999. Ответ появлялся в верхней части металлического корпуса. Вращение колёс было возможно лишь в одном направлении, исключая возможность непосредственного оперирования отрицательными числами. Тем не менее, машина Паскаля позволяла выполнять не только сложение, но и другие операции, но требовала при этом применения довольно неудобной процедуры повторных сложений. Вычитание выполнялось при помощи дополнений до девятки, которые для помощи считавшему появлялись в окошке, размещённом над выставленным оригинальным значением.
Несмотря на преимущества автоматических вычислений использование десятичной машины для финансовых расчётов в рамках действовавшей в то время во Франции денежной системы было затруднительным. Расчёты велись в ливрах, су и денье. В ливре насчитывалось 20 су, в су — 12 денье. Использование десятичной системы в не десятичных финансовых расчётах усложняло и без того нелёгкий процесс вычислений.
Тем не менее, примерно за 10 лет Паскаль построил около 50 и даже сумел продать около дюжины вариантов своей машины. Несмотря на вызываемый ею всеобщий восторг, машина не принесла богатства своему создателю. Сложность и высокая стоимость машины в сочетании с небольшими вычислительными способностями служили препятствием её широкому распространению. Тем не менее, заложенный в основу «Паскалины» принцип связанных колёс почти на три столетия стал основой для большинства создаваемых вычислительных устройств.
Машина Паскаля стала вторым реально работающим вычислительным устройством после Считающих часов Вильгельма Шикарда, созданных в 1623 году.
Переход Франции в 1799 году на метрическую систему коснулся также её денежной системы, которая стала, наконец, десятичной. Однако, практически до начала 19-го столетия создание и использование считающих машин оставалось невыгодным. Лишь в 1820 году Шарль Ксавье Тома де Кольмар запатентовал первый механический калькулятор, ставший коммерчески успешным.
Паскалины всё ещё можно найти в современных музеях.
На протяжении трёх веков механические и электромеханические машины постепенно улучшались. Во время второй мировой войны немецкая армия использовала несколько таких вычислительных машин для шифрования сообщений. Необходимость в расшифровке этих сообщений заставила союзников вывести исследования в этой области на новый уровень, тем самым они подготовили сцену для развития современных информационных технологий. Результатом этих усилий явился компьютер Colossus. Он состоял из 2400 вакуумных ламп, по сути, стал первым частично-программируемым электронным цифровым компьютером. Colossus был построен в знаменитом Блетчли Парке в Англии и позволял расшифровывать код, созданный немецкой машиной Lorenz SZ40/42.
ЭНИАК (англ. ENIAC, сокр. от Electronic Numerical Integrator and Computer — Электронный числовой интегратор и вычислитель) – первый полностью программируемый компьютер, который можно было использовать для всех типов вычислений, а не только решать одну специфическую задачу. ЭНИАК был первым устройством, использовавшимся для расчётов таблиц стрельбы. Размеры ЭНИАК значительно превышали размеры Colossus, в нём использовались 17 468 вакуумных ламп, а для хранения десятичных значений применялись десятиразрядные регистры. Компьютер ENIAC функционировал вплоть до 1955 года.
Во время второй мировой войны у военных появилась идея использовать компьютер для имитации тренировки экипажей бомбардировщиков. Заказ на разработку машины под кодовым названием Whirlwind («Вихрь») поступил в MIT (Массачусетский технологический институт). Во многом, этот проект стал предшественником современного PC. Whirlwind использовал 16-битные данные и мог производить до 16-ти параллельных вычислительных операций, в то время как его современники использовали 48- или 60-битные слова и вычисления производили последовательно. К тому же в Whirlwind впервые была установлена магнитная память, потомками которой являются жёсткие диски и накопители с флеш-памятью.
У компьютера Whirlwind был прямой потомок — TX-0, также построенный в MIT. TX-0 (Transistorized Experimental computer Zero) – это первый программируемый компьютер, построенный на транзисторах (изобретённые девятью годами ранее в 1947 году). Транзисторы TX-0 были созданы на основе германия и работали на частоте всего 5 МГц. Но благодаря им, TX-0 – клон Whirlwind в плане функциональности, помещался в одну небольшую комнату, вместо целого этажа. TX-0 закончил свою карьеру в 1960-х в MIT в качестве инструмента для исследования искусственного интеллекта. TX-0 заменил компьютер DEC PDP-1, который признан большинством как первый «микрокомпьютер».
IBM 305 RAMAC примечателен не мощностью, не миниатюризацией или своими транзисторами, он отметился в истории как первый компьютер, использующий жёсткий диск для хранения информации. Диски были огромными, 60 см в диметре. Каждое отделение хранилища, носящее название IBM 350 Disk Storage System, оснащалось 50-ю дисками ёмкостью 5 миллионов 7-битных слов, что эквивалентно 5 Мбайтам. Для выбора нужного диска и последующего чтения, две головки на кронштейнах перемещались в вертикальной плоскости. Диски вращались на скорости 1200 об/мин, а скорость передачи данных при чтении достигала 52,8 Кбит/с.
PDP-1 (Programmed Data Processor-1) – первый компьютер компании DEC, чьё влияние на мир персональных компьютеров ощущается и сегодня. Например, в 90-х годах DEC разработала инновационный CPU под названием Alpha. Одним из архитекторов Alpha был Дирк Мейер (Dirk Meyer), позже работавший в AMD, где он вёл команду, ответственную за разработку процессоров Athlon. По сравнению с TX-0, PDP-1 был ещё меньше. В нём использовался нестандартный круглый ЭЛТ-монитор диаметром 236 мм, который мог отображать 1024×1024 точек на частоте 20000 точек в секунду. Графические возможности этого компьютера подвигли учёных на создание первой видеоигры в истории под названием Spacewar!.
В 1965 году, компания DEC сделала новый прорыв, представив компьютер PDP-8. Этот миникомпьютер был значительно дешевле своего предшественника и не превышал размеров домашнего холодильника. На момент премьеры PDP-8 стоил $18000 – это всего одна пятая от стоимости популярного на то время мейнфрейма IBM System/360. Более низкая производительность компенсировалась поддержкой большого количества периферийных устройств. С коммерческой точки зрения, это был огромный успех. Корпорация DEC продала 50000 штук PDP-8, и, по сути, он явился первым компьютером для массового рынка.
В процессе работы над большими программируемыми компьютерами в 1960-х появилось небольшое ответвление, которое было направлено на разработку гораздо меньшего по размерам калькулятора. В 1958 году Джек Кирби (Jack Kilby) из компании Texas Instruments создал первую микросхему. Это было всего пять электронных компонентов на одном куске германиевого полупроводникового материала. Но через несколько лет Кирби использовал своё изобретение для создания первого карманного калькулятора. Прототип носил название Cal-Tech и мог выполнять четыре основных операции (сложение, вычитание, умножение и деление), но на рынок так и не попал.
Французам также есть чем похвастаться, если точнее, компьютером Micral N, созданным в 1973 году. Micral N разработали Андре Чионг Тонг Тхи (Andre Truong Trong Thi) и Франсуа Жернель (Francois Gernelle). Micral N – это первый компьютер с микропроцессором Intel: 8008. Intel была изобретателем концепции микропроцессора и продавала свои разработки с 1971 года, начав с модели 4004. Благодаря чипу «всё-в-одном» Micral N был в пять раз дешевле, чем PDP-8, который в переводе на сегодняшние деньги стоил $10500. Бренд Micral выкупила компания Bull и использовала его до 1989 года в своих клонах PC.
Многие фундаментальные концепции современных компьютеров зародились в Xerox Palo Alto Research Center (PARC). В 1974 году компания представила рабочую станцию Alto. Это был первый компьютер, использующий мышку и графический пользовательский интерфейс (GUI). Alto создавался не в коммерческих целях, но был широко распространён в компании Xerox. Стив Джобс (Steve Jobs) подчерпнул идею для Macintosh из Alto во время визита в PARC.
Начало образования рынка персональных компьютеров в знакомой сегодня форме можно отнести к середине 1970-х годов. Не малую роль в этом сыграл компьютер Altair 8800. Он продавался либо в комплекте «собери сам», либо полностью собранным. Altair получил название в честь звезды и оказался на удивление успешным. Его разработчик, компания MITS, только за первый месяц продала несколько тысяч этих компьютеров. Тем не менее, Altair был чрезвычайно сложен в использовании, к тому же у него не было интерфейса кроме переключателей и диодов на передней панели. Altair также дал одной маленькой компании первый большой контракт: язык программирования Altair BASIC для системы разработала компания «Micro-Soft».
По сравнению с Altair, Apple I кажется по-детски простым. Его разработчику Стиву Возняку (Steve Wozniak), удалось установить все компоненты на одну материнскую плату, в то время как в Altair использовались минимум пять плат. Apple I также оснащался специальным интерфейсом для подключения стандартных телевизоров в качестве дисплея. Когда Apple I был собран в корпусе, всё что нужно было сделать, это подключить клавиатуру и телевизор. Перед анонсом Apple II компания Apple продала 200 компьютеров Apple I. Apple I работал на 8-разрядном процессоре MOS 6502 с частотой 1 МГц. Чип был разработан инженерами, которые участвовали в создании микропроцессора Motorola 6800, и обходился гораздо дешевле аналогов от Intel или Motorola. MOS Technology позже была куплена компанией Commodore, и MOS 6502 стал сердцем системы Commodore PET.
В то время как персональные компьютеры получали всё более широкое распространение, мир суперкомпьютеров тоже не стоял на месте. В 1976 году компания Cray Research, носящая имя своего президента Сеймура Крэя (Seymour Cray), установила свой первый продукт в Лос-Аламосской национальной лаборатории (ЛАНЛ, англ. Los Alamos National Laboratory, LANL). Cray-1 был самым мощным суперкомпьютером на то время, его производительность достигала 80 MFLOPS. В нём впервые использовалась векторная обработка, при которой одна команда применяется к большому массиву данных. Этот новый подход к проектированию процессоров сильно повлиял на индустрию и в конечном итоге привёл к созданию GPU в 1990-х годах.
1977 год стал переломным, в это время были представлены три знаковых персональных компьютера: Commodore PET, Apple II и TRS-80. В январе дебютировал PET (Personal Electronic Transactor). Компьютер «всё в одном» включал 8-разрядный процессор MOS 6502 с частотой 1 МГц, 4 — 8 Кбайт ОЗУ, 18 Кбайт ПЗУ и 9-дюймовый монохромный монитор с разрешением 40 на 25 символов. Commodore PET оснащался клавиатурой и кассетной декой для хранения информации. Со стартовой ценой всего $495, Commodore PET пользовался огромным коммерческих успехом на рынке США и Великобритании.
В апреле 1977 года, компания Apple представила новый Apple II. Основные комплектующие не изменились с предыдущей модели, включая процессор MOS 6502, однако компьютер был более практичным, поскольку продавался в собранным в корпусе, а не как набор. Apple II был одним из первых компьютеров, который кроме обычных кассет мог хранить данные на дискетах 5,25″. К тому же он впервые отображал командные строки в цвете. Эта линейка продукции Apple, включающая различные версии (II Plus, IIe, IIc, etc.), продержалась вплоть до 1993 года. Именно так, семейство присутствовало на рынке шестнадцать лет!
Имя Atari неразделимо с историей видеоигр. Но после создания своей знаменитой игровой консоли компания попыталась войти на рынок персональных компьютеров. Первые попытки Atari проявились в виде моделей 400 и 800. Первая позиционировалась как гибридная игровая консоль начального уровня, а последняя как полноценный компьютер. С аппаратной точки зрения, обе модели были очень похожи. Они оснащались процессором MOS 6502B с частотой ~1,8 МГц, 8 Кбайт ОЗУ и 8 Кбайт ПЗУ. Но, несмотря на то, что у 800 была полноценная клавиатура и возможность добавлять ОЗУ и ПЗУ, покупатели всё же предпочитали Atari 400. Atari подключалась к обычным телевизорам и давала картинку с максимальным разрешением до 384 пикселей на линию в 16-и цветах. Цепь видеосигнала управляла восемью спрайтами, поэтому система могла запускать анимацию и игры. Однако Atari не смогла закрепиться на рынке PC, поэтому это имя, прежде всего, связывают с историей видеоигр.
В начале 80-х годов прошлого века, IBM была ведущим игроком на рыке корпоративных вычислительных систем и не могла не заметить успех персональных компьютеров. IBM решила создать достойного конкурента уже существующим Commodore PET, Apple II и Atari 800. Для этого, руководство IBM сформировало небольшую команду из инженеров, которым было дано разрешение пропустить обычные для компании длительные процессы разработки, чтобы представить продукт как можно быстрее. «Проект шахматы» («Project Chess») был реализован всего за год.
PC не затрагивал многие стандартные для IBM процедуры. Было решено отказаться от использования компонентов исключительно собственного производства и собрать компьютер из комплектующих сторонних производителей. Но самое главное, ключом к глобальному успеху PC стала открытая архитектура. Любой производитель мог делать совместимую периферию или писать программное обеспечение без каких-либо лицензионных платежей. С 1982 года такие компании как Phoenix, Award и American Megatrends преуспели в создании и разработке BIOS, в результате появились первые совместимые с PC системы.
Первый PC — IBM 5150 использовал процессор Intel 8088 с частотой 4,77 МГц, два дисковода 5,25″ и ОЗУ объёмом 16 или 64 Кбайт. Языком программирования являлся BASIC, а операционной системой PC-DOS.
Во времена учебы в техникуме, а это 2001-2004 годы, мне удалось потрогать руками настоящий оригинальный IMB PC 5150 и даже поработать на нем. Процес помниться смутно, но программу на Бэйсике, считающую какие-то уравнения, я на нем писал.
Компьютеры становились более компактными и доступными, естественно возникла идея сделать их портативными. Osborne 1 был первым портативным компьютером на рынке. Его создатель Адам Осборн (Adam Osborne) использовал процессор Zilog Z-80 4 МГц – это более быстрый и дешёвый клон Intel 8080. Но, как и в случае с Apple Macintosh, на Osborne 1 сильно повлияли авангардные идеи Xerox. В 1976 году Xerox создала Notetaker – портативный прототип PC, который по аналогии с Alto на рынок так и не вышел. Сравнивая Osborne 1 с современными ноутбуками, на лице невольно возникает улыбка, поскольку система оснащалась 5-дюймовым монохромным дисплеем, весила более десяти килограмм и не имела аккумулятора.
Через пять лет после выхода PET компания Commodore выпустила на рынок компьютер, оставивший неизгладимое впечатление: Commodore 64 или C64. 8-битный символ 1980-х был выполнен в форме достаточно толстой клавиатуры, в которую были интегрированы все основные компоненты. Он работал на процессоре MOS 6510 с частотой приблизительно 1 МГц. Новый чип являлся улучшенной версией MOS 6502 и мог работать с 64 Кбайтами оперативной памяти. Commodore 64 также мог похвастаться очень хорошими графическими и звуковыми возможностями для своего времени. Цепь видеосигнала MOS VIC-II выводила изображение в разрешении 320×200 пикселей в шестнадцати цветах. К тому же C64 аппаратно мог генерировать спрайты, что привело к созданию множества игр. После покупки производителя чипов MOS Technology, компания Commodore продавала C64 всего за $595, и он пользовался огромным коммерческим успехом. За три года (1983 – 1986 гг.) было продано более двух миллионов единиц, 30 – 40% от этого числа приходилось на рынок персональных компьютеров.
Век Osborne 1 оказался короток. В ноябре 1982 года молодая компания, основанная тремя бывшими сотрудниками Texas Instruments, выпустила свой первый продукт: Compaq Portable. Это был портативный компьютер совместимый с IBM PC. Несмотря на заметно более высокую цену по сравнению с Osborne 1 ($3590 против $1795), успех последовал незамедлительно. За один год компания продала 53000 таких компьютеров. Качество Compaq Portable соответствовало высокой цене: инженеры использовали процессор Intel 8088 с частотой 4,77 МГц, оперативную память с поразительным на то время объёмом 128 Кбайт, два дисковода 5,25″ и операционную систему MS-DOS. Система весила более 12 кг и оснащалась 9-дюймовым ЭЛТ дисплеем. Compaq мудро поступила вступив в партнёрство с Intel, поскольку это гарантировало ей преимущественные права на новые разработки чипмейкера. Благодаря этому партнёрству Compaq заполучила 80286, а затем 80386 даже быстрее чем IBM.
К 1984 году, совместимые с PC системы начали доминировать на рынке персональных компьютеров. Но они встретили грозного противника в лице Apple Macintosh. Этот небольшой компьютер имел сразу несколько революционных решений. Всё компоненты были упакованы в одно компактное, стильное и простое в обращении устройство. Интерфейс с командной строкой был заменён на графическую оболочку с неким подобием рабочего стола. В Apple Macintosh публике были представлены иконки, окна и даже файловое меню. Новый GUI отображался на 9-дюймовом чёрно-белом мониторе с разрешением 512×342 пикселей. Этот экран установил плотность 72 DPI в качестве стандарта графического пользовательского интерфейса. Macintosh также запомнился мощным процессором Motorola 68000 с частотой 8 МГц, ОЗУ на 128 Кбайт и дисководом 5,25″ на 400 Кбайт. С ценой $2495 – это было привлекательное предложение.
Хотя эпицентр революции персональных компьютеров находился в США, в других странах также появлялись интересные модели. Британская компания Amstrad, названая в честь своего создателя (Amstrad: Alan Michael Sugar Trading), выпустила одну из наиболее запоминающихся систем: Amstrad CPC464. Основным её достоинством был цветной дисплей. CPC в названии и означает Colour Personal Computer (Цветной персональный компьютер). Первая модель CPC464 оснащалась процессором Zilog Z-80 8-бит с частотой 4 МГц и 64 Кбайтами ОЗУ. Отсюда и цифра 464. CPC разрабатывался как система «всё-в-одном», причём начинка находилась в клавиатуре, к которой подключался монитор. Дисплей давал растровое изображение в трёх режимах: 160×200 пикселей и 16 цветов, 320×200 пикселей и 4 цвета или 640×200 пикселей и два цвета. Amstrad CPC464 был совместим с другим компьютером того времени – ZX Spectrum, однако из-за графических возможностей CPC его чаще приобретали именно для игр, хотя в России была обратная ситуация.
В 1985 году компания Commodore взбудоражила компьютерный мир, выпустив Amiga, который значительно опередил своё время. Ключевой особенностью Amiga являлись сопроцессоры. В дополнение к CPU Motorola 68000 (7 МГц), Amiga имел сложный набор графических микросхем, которые могли выводить на экран изображение в разрешении 600×256 пикселей и 16-ю цветами. Amiga также мог похвастаться хорошим аудиопроцессором, способным управлять четырьмя 8-битными каналами. Также у Amiga 1000 было преимущество в операционной системе под названием AmigaOS. 32-разрядная ОС обеспечивала зачатки многозадачности и цветной GUI с окнами и иконками. К сожалению, из-за плохого маркетинга Amiga так и не стал стандартом. Commodore была не в состоянии заработать на своём техническом превосходстве и, как и многие другие, была побеждена PC. Последний компьютер Amiga был продан в 1994 году.
В 1987 году, успех PC уже ни у кого не вызывал сомнений. Но IBM потеряла контроль над этим сегментом и производители типа Compaq сразу воспользовались случаем. Compaq выпустила на рынок первый совместимый с PC компьютер с процессором Intel 80386, поэтому IBM попыталась вернуть позицию представив PS/2. В отличие от PC AT и PC XT, PS/2 (Personal System 2) использовал закрытую архитектуру. Среди инноваций отмечались защищённый BIOS и новая шина, обе были защищены лицензией. С технической точки зрения, PS/2 был хорошим компьютером, но конкуренты IBM и покупатели, как правило, его игнорировали из-за высокой стоимости, к тому же существующие PC-экосистемы удовлетворяли их требованиям. PS/2 также использовал новую операционную систему OS/2, которую частично разрабатывала Microsoft. Тем не менее, OS/2 не имела GUI до 1988 года, поэтому ей приходилось конкурировать с другой ОС Microsoft — Windows 2.0. PS/2 оказался коммерческим провалом, но несколько его функциональных особенностей просуществовали много лет, мы говорим о разъёмах PS/2 для клавиатуры и мыши, а так же интерфейсе VGA.
Первый портативный компьютер Osborne 1 1981 года весил около десяти килограмм и был размером с чемодан. Восемь лет спустя, компания Poqet выпускает первый PC класса субноутбуков под названием Poqet PC. Он был размером примерно с конверт (223мм х 109мм), весил всего пол килограмма, а толщина не превышала 25 мм. Poqet PC работал на процессоре 80C88 с частотой 7 МГц. Чип 80C88 являлся клоном Intel 8088 произведённом с помощью технологии CMOS. Poqet PC оснащался 512 Кбайтами ОЗУ и 640 Кбайтами ПЗУ, содержащим BIOS, MS-DOS и несколько дополнительных программ. Рефлекторный экран DTSN почти 7 дюймов по диагонали имел разрешение 640×200 точек. Питание обеспечивали два аккумулятора типа AA, а время автономной работы при высокой нагрузке составляло двадцать часов!
Кроме рекордно малых размеров, Poqet реализовала концепцию, которая жива и сегодня: карты памяти. Используя формат, оформившийся в будущем в PCMCIA, карты содержали либо оперативную память для хранения пользовательских данных, либо постоянную память для дополнительных программ.
Персональный Цифровой Помощник (Personal Digital Assistant, PDA) был ещё меньше субноутбука, а своему главному коммерческому успеху обязан английской компании Psion. В 1984 году данная компания представила свой компактный Organiser, который ограничивался двухстрочным дисплеем. Настоящий прорыв произошёл в 1991 году с выходом в продажу Psion Series 3. Он был меньше, чем Poqet PC (165 мм ? 84 мм x 23 мм) и весил всего 275 г. Тем не менее, Series 3 оснащался менее мощным процессором NEC V30H – ещё одним клоном Intel 8088, но с частотой всего 3,84 МГц. Более компактный 5-дюймовый экран выводил только 240×80 пикселей. Несмотря на это, Psion Series 3 обладал всеми функциями PDA: адресная книга, календарь, калькулятор, текстовый процессор, электронные таблицы и рукописные заметки. В 1993 году Series 3a удвоил мощность CPU и разрешение дисплея. Линейка завершилась на модели Series 3mx в 1998 году.
Хотя IBM, в конце концов, провалилась на рынке настольных PC, компания преуспела с продвижением своего бренда в сегменте портативных компьютеров. В 1992 году IBM представила ThinkPad. Это имя было эталоном ноутбука бизнес класса в течение двух десятилетий. Среди первых трёх моделей ThinkPad был безклавиатурный 10-дюймовый планшет ThinkPad 700T. Две других модели относятся к ноутбукам и оснащены красным резиновым джойстиком TrackPoint, который стал своего рода эмблемой линейки. Самая дорогая версия 700C работала на собственном процессоре IBM 486SLC с частотой 25 МГц, а изображение выводилось на 10,4-дюймовый цветной VGA дисплей (первый на рынке). В 2005 году бренд ThinkPad, вместе с персоналом целого компьютерного подразделения IBM выкупила компания Lenovo.
У меня был ноутбук из серии ThinkPad, это был 600Е. недавно я его продал, сам не знаю зачем. Места он занимал мало, но пользоваться ним было невозможно. Учитывая, что в нем стоял 10 Гб винчестер и 128 Мб памяти, вполне нормальный ноутбук для старого софта, типа Windows 95/98, но у него было большое количество увечий: не было батареи, винчестер был с «бэдами», которые уже не лечились, память была «битая», трекбол не работал, несколько клавиш западали. В таком состоянии он ко мне и пришел. А для себя я его купил только из интереса к следующей проблеме: в этих ноутбуках сложная система защиты, в которой есть такое понятие как пароль на включение, если его установить и забыть, то нужно помучаться, чтобы восстановить доступ к ноутбуку. Здесь я не буду распыляться по этому поводу, я уже написал здоровенную статью о снятии этого пароля. Скажу лишь то, что я его купил, спаял программатор, снял пароль и продал его примерно за те же деньги, даже с небольшим убытком — опыт здесь самое ценное!
Встречайте Apple Newton – предка всем известного iPad. Если быть точнее, Newton – это название целой платформы, а не только изображенного на рисунке устройства. Под Newton OS работали различные устройства от Apple, Sharp, Motorola и других производителей. Это была первая попытка Apple в сегменте PDA. По сути, сам термин PDA был придуман в то время исполнительным директором Apple, Джоном Скалли (John Sculley). Среди различного рода инновационных решений Newton, самым ярким было распознавание рукописного ввода через тачскрин.
Линейка PDA Apple на базе NewtonOS называлась MessagePad. Первый MessagePad использовал процессор ARM 610 с частотой 20 МГц и 640 Кбайт оперативной памяти. Но, несмотря на относительно мощное «железо», линейка Newton оказалась полным провалом. Первые MessagePad очень мало времени работали в автономном режиме, к тому же пользователи сразу заметили некорректную работу распознавания рукописного ввода. В 1998 году Apple признала поражение.
В то время как Apple и Psion работали над миниатюризацией компьютеров, IBM преследовала совсем другую цель: сделать компьютеры такими же умными как человек. И чтобы доказать, что это возможно, IBM создала компьютер, способный обыграть в шахматы лучших игроков мира.
В названии Deep Blue было смешано имя мегакомпьютера «Deep Thought» из компьютерной игры Hitchhiker’s Guide to the Galaxy и собственной клички IBM (Big Blue). Deep Blue изначально выставили против десятикратного чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. Первый матч в 1996 году суперкомпьютер проиграл, но в 1997 году после серьёзных обновлений выиграл реванш. Победитель (его ещё иногда называли Deeper Blue) состоял из двух стоек, содержащих в общей сложности 30 процессоров IBM P2SC (Power2 Single Chip) с частотой 120 МГц и 480 специальных сопроцессоров. По данным теста Linpack его производительность составила 11,38 GFLOPS. Среди самых мощных компьютеров своего времени он занял 259-е место.
Для компании Apple 1990-е оказались сложным временем. Её доля на рынке уменьшалась, потери росли, а операционная система Mac OS устарела по сравнению с Windows 95, которая произвела революцию в мире PC. Но в 1997 году в Apple вернулся Стив Джобс (Steve Jobs) и всё изменил. Первое, что было необходимо, получить существенные инвестиции. Денежные вливания осуществил заклятый враг Apple – компания Microsoft, которая также согласилась создать пакет Office для Mac. В августе 1998 года Стив Джобс представил миру iMac, напоминающий первый Macintosh 1984 года. Конструкция «всё-в-одном» скрывала большую часть кабелей и шнуров, а прозрачный корпус радикально отличался от тогда ещё стандартных корпусов PC. Первый iMac оснащался быстрым процессором G3, сетевым контроллером 100 Мбит/с, большим дисплеем высокого разрешения, быстрым CD-приводом, разъёмами USB, к тому же инженеры отказались от дискет. Смелый дизайн в паре с мощным «железом» обеспечил iMac незамедлительный успех. За первые пять месяцев было продано не менее 800 000 штук. Этот успех восстановил доверие пользователей к Apple. Остальное — история.
Идея компьютера в форме планшета, появилась практически одновременно с самим компьютером. Такие устройства можно была видеть в научно-фантастическом сериале Star Trek 1960-х годов. Вполне логично, что производители сделали немало усилий, чтобы реализовать эту идею. В 2001 году Microsoft решила, что время, наконец, пришло, и представила свой концепт Tablet PC. Как такового прототипа устройства не существовало. Вместо этого Microsoft представила концепцию и список аппаратных требований, необходимых для работы специально модифицированной версии Windows XP. Однако на то время требования были слишком амбициозными. Для работы процессоров x86 в экосистеме Windows требовались громоздкие, тяжёлые аккумуляторы, к тому же вес добавлял жидкокристаллический дисплей со стилусом. Из-за технических ограничений того времени Tablet PC не смог бы воплотить идеологию «лёгкого, тонкого устройства, которое легко поместится в портфель или папку и будет лежать в руке наподобие обычного бумажного планшета». Один из лучших Microsoft Tablet PC под названием HP Compaq TC 1100 (на изображении) весил 1,8 кг и был 20 мм в толщину.
В начале 2000-х Microsoft, Intel и некоторые другие производители пытались найти победную формулу миниатюрного компьютера. После Tablet PC были слишком медленные Ultra Mobile PC (UMPC) от Microsoft и Mobile Internet Device (MID) от Intel, успехом они не пользовались и в технологическом плане вели в тупик. Однако разработка Intel MID побудила компанию к созданию процессора Atom, который позволил Asus разработать свой Eee PC. Эти семи- и десятидюймовые устройства дали ход новой категории маленьких доступных лёгких портативных компьютеров, известных как нетбуки. Всего за несколько месяцев, нетбуки произвели революцию на рынке ноутбуков. Ни один производитель PC не хотел упускать шанс, что привело к изобилию моделей. В 2008 году на долю нетбуков приходилось примерно 40% всех проданных ноутбуков. Однако успех был недолгим, их начали вытеснять планшеты. На сегодняшний день нетбуки занимают совершенно незначительную долю рынка.
После десятилетия проб и ошибок Apple, наконец, нашла выигрышную формулу планшета. Технологический прогресс в сегменте смартфонов очень помог Стиву Джобсу и его компании. Высокопроизводительные процессоры ARM с низким энергопотреблением, тонкие дисплеи и более мощные аккумуляторы стали широко доступны. Но Apple была достаточно умна и учла ошибки Microsoft. Вместо Mac OS X, на iPad была установлена операционная система iOS, учитывающая особенности аппаратной начинки планшета. Вместо копирования программ, предназначенных для работы с клавиатурой и мышью, приложения для iOS были разработаны специально под интерфейс тачскрина. Успех к iPad пришёл практически мгновенно. Он продавался быстрее, чем iPhone. Прошло уже три года после премьеры, но iPad по-прежнему занимает около половины рынка планшетов. Конкуренты, наконец, догнали Apple iPad по качеству, и сейчас планшеты на базе ОС Android постепенно забирают их долю рынка. Исторически Apple никогда не вела конкурентную борьбу в ценовом аспекте, и если компания хочет оставить за собой звание первопроходца, лучше бы ей начать работать над следующей цифровой революцией.
Вот и подошел к концу экскурс в историю компьютеров. Все, что было после 2010 года все еще можно считать новейшей историей компьютеров, временем в котором мы сейчас живем и перечислять новинки компьютерной техники в рамках данной статьи не целесообразно. Тем более, что за последние три года ничего такого-эдакого и не произошло, по крайней мере что-то вроде IBM PC или Apple Macintosh для своего времени, придумано и создано не было.
Но время не стоит на месте и то, что сейчас мы считаем наивысшими достижениями вычислительной техники, лет эдак через 10-15 уже будет считаться архаичным мусором, и кто-то (возможно и я) будет собирать такие вот древние компьютеры на Intel Core i7… Будем посмотреть.
Мир Вам.
Клиент: Большое спасибо, интернет работает хорошо
Саппорт: Ваша заявка принята, в течении 3-х дней исправим.