Мое почтение! Некоторое время назад, примерно два года тому, я задавался на страницах этого блога вопросом «Нужен ли твердый переплет для «Роман-газет?«. Долго меня этот вопрос мучил, «я думал, думал, ничего не придумал и решил наплевать». Но этой весной я полез в свой архив «Роман-газет» (а это, не много ни мало, больше 600 номеров за 30 лет) в поисках одного номера с повестью Павла Вежинова «Барьер» [№8 (894)1980]. с большим трудом я нашел этот номер, так как на его обложке не сказано о том, что в нем напечатано — он просто озаглавлен «И снова встреча…». Но не в этом суть, а в том, что порывшись в таком количестве пыльных, потрепанных и уже начавших истлевать номеров, я пришел к выводу, что не далее чем через несколько лет все это «богатство» придется выбросить на помойку.
И тут я решился: вытащил из чуланов памяти старую безумную мысль переплести все «Роман-газеты» в твердый переплет. За дело я взялся, так сказать, «не отходя от кассы». А работа предстояла просто титаническая и вот, что вышло:
Сначала необходимо было решить как именно их переплетать, другими словами, какой способ переплета выбрать. Мне известны три способа. Необходимо было попробовать их все и выбрать один, так как от этого зависело какие материалы для этого мне нужны и в каких количествах.
С этим проблем не возникло, я выбрал способ переплета, который показан на видео ниже. Я не знаю как он правильно называется, я же его называю — «архивный».
Я внес в этот способ свои коррективы, так как это все-таки старые журналы на плохой газетной бумаге. К тому же оказалось, что по моим подсчетам мне понадобилось бы огромное количество картона, бумвинила и клея на такие объемы работ.
Я начал собирать где только мог разные картонные коробки, которые потом сортировал и разрезал. Понятное дело, что толстый гофрокартон неприменим, здесь нужен более тонкий и плотный материал. С этим дела обстояли хуже всего — приходилось даже из черновиков склеивать листы в несколько слоев. Но это очень «клеезатратный» способ.
Потом нужно было найти этот самый бумвинил. С этим тоже оказалось сложно, но по счастью мой шеф решил ввести на фирме дополнительную услугу — твердый переплет документов и он нашел, где можно купить бумвинил. Но этот покровный материал оказался по такой цене, что и мечтать нельзя было о покупке его в достаточном количестве, чтобы переплести в него все «Роман-газеты». Поэтому пришлось выкручиваться: в ход пошли старые обои, плотная и не очень ткань, простая бумага. В итоге переплеты получились разнообразные. Конечно, те которые в бумвиниле выглядят намного более презентабельно.
Клей. Клей ПВА я покупал в строительном магазине по 180 рублей за двухкилограммовую банку. Казалось бы: двумя килограммами клея можно обмазать и заклеить тонну книг. Не тут-то было. В итоге у меня скопилось что-то около 10 пустых банок из под клея. Это было самым затратным в моей работе — клей ведь так просто в куче хама не валяется. Приходилось его даже немного разбавлять с густо разбавленным обойным клеем, но это была плохая идея, так как книги не любят обойный клей — он очень мокрый, долго сохнет, плохо клеит и деформирует бумагу, для него не предназначенную.
Но все это цветочки. Ягодки были в самом начале. Дело в том, что я не настолько псих, чтобы переплетать каждый номер отдельно. С такой задачей я не справился бы и за несколько лет. Значит надо было решить какие номера и по какому принципу компоновать. Я решил сделать следующим образом: сначала выбрал все номера с произведениями одного автора, например все романы Вадима Кожевникова, объединил их, в зависимости от объема, в один, два или три «тома» (нужно же не просто сшить журналы в толстенный «талмуд», который и читать-то нельзя будет). А остальные номера, в которых печатались авторы представлены единоразово, я объединял по дате их выхода, т.е. по годам.
Кроме того, по время сортировки и распределения номеров то «томам» нужно было еще сдирать с них обложки, так как в массе своей эти обложки были в жутком состоянии (мудрено ли: от 30 до 50 лет принимать на себя все радости общения с руками читателей). А заодно и восстанавливать потерянные страницы, замызганные, криво заклеенные куски текста. Некоторые номера пришлось перепечатывать почти полностью. Некоторые, особо старые, за 60-е годы пришлось долго и кропотливо реставрировать. Это был очень тяжко.
После того как все номера были восстановлены и отсортированы (на это ушло больше месяца). Необходимо было их сшить. Это тоже непростая задача, так как подходящей дрели, для проделывания отверстий у меня нет, пришлось мастерить такую дрель из электро-отвертки. А еще в ход пошли сверла с рукояткой, которые кладут в комплект с СНПЧ для струйных принтеров, благо — у меня на работы целый ящик этого добра. В процессе ковыряния дырок я стёр руки в кровь, это оказалось физически тяжело. Комната была завалена кучами бумажной пыли, эта пыть была кругом. И я благодарю небо, что у меня страшная аллергия на амброзию, который славен наш город, а на бумажную пыть аллергии нет. Иначе я был бы самым несчастным человеком в мире.
Когда все тома были прошиты и проклеены. Необходимо было сделать обрезы. Так как размеры «Роман-газет» довольно ощутимо различаются и оставлять такое безобразие нельзя, да к тому же края у них были очень сильно истрепаны. Пришлось купить четыре пачки сменных лезвий для строительного ножа и начать резать, резать, резать, резать, резззать, рррреееезззать и РРРРРЕЕЕЕЕЕЗЗЗЗЗЗАААААТЬ!!! В процессе я дважды отрезал себе кусочки пальцев, сломал один нож и извел около 35 лезвий. (Читаю сейчас и понимаю, что это уже анамнез и мне самое место в клинике для душевно больных. Как я на это решился — не знаю…)
Значит, сшил, склеил, обрезал уже сформировавшиеся книжные блоки. Теперь необходимо было из картона вырезать переплетные крышки, оклеивать их бумагой или обоями, готовить ткань или бумвинил для корешков. Все это заняло почти три месяца, так как материала всегда не хватало и найти его было все сложнее и сложнее.
Но я победил! Я сделал это! По моим подсчетам я переплел около 200 толстых томов, в которых будут намного дольше и надежнее хранится «Роман-газеты». Конечно, они потеряли свою аутентичность, ну и бог с ней. Главное, что коллекция хороших произведений спасена и эти книги теперь можно спокойно читать, не боясь, что она развалится у тебя в руках.
Вот маленький видео-отчет о проделанной работе:
Теперь осталось только распечатать на них скромные обложки-титульники и все, но это уже не сложно и сделается быстро.
Вот так. Как хотите, называйте меня психом, маньяком или еще как, я уже привык. Мои друзья и знакомые уже смирились с моими книжными безумствами и потешаются надо мной, мол «ну что? притащил еще пару сотен новых книг?» или «тебя жена из дома не выгонит?» Не выгонит, я так думаю, потому как любить книги и собирать их это, все же лучше, чем бухать бухишку или еще как морально разлагаться. Хотя иной раз можно немного и разложиться, а то будет как в том анекдоте: ты в него палочкой потыкай может он неживой.
Я не знаю будет ли моя дочь любить книги так же, как я, но я точно уверен — когда она видит, что книги не просто стоят на полках и пылятся как предмет мебели, а постоянно движутся, мелькают перед глазами, их ремонтируют, читают и перечитывают — она растет среди книг, она воспитывается с чувством уважения к книгам. Знаете, это как в семье верующих и дети верующие, так сказать, воцерковленные. А у меня другая религия.
Такая вот история. В итоге я скажу одно: на всю эту работу я потратил около 2500 рублей и примерно шесть месяцев. И я доволен результатом. Я не могу сидеть без хобби, мне нужно что-то делать и желательно, что это было связано с книгами. Вот я и совмещаю приятное с полезным. Аминь.
Вступил в клуб анонимных алкоголиков. Третий день уже бухаю и даже не знаю, с кем.