Наверх

Жуткие картины: почему мы любим бояться?

Автор kbaott, 13.01.2020 | Просмотров: 3 919 |

В основе всех наших чувств лежат семь древних эмоций: три позитивные эмоции — радость, удивление, интерес — и три негативные — грусть, гнев, отвращение. А седьмая — страх — ни туда и ни сюда: вроде бы негативная, но как бы и не совсем. Бояться неприятно, но мы готовы платить деньги, чтобы нас испугали, потому что страх — это не только седые волосы, трясущиеся поджилки и мокрые штаны, но и нечто очень нам дорогое.

Страхи выглядят очень по-разному, но это только на первый взгляд. Есть версия, что у всех человеческих страхов одна основа — страх небытия. Даже не страх, а экзистенциальная тревога, самое тягостное переживание из доступных — невыразимое, парализующее предощущение небытия, не совместимое с нормальной жизнью. Чтобы избавиться от экзистенциальной тревоги, мы превращаем ее в страх, потому что страх конкретен, постигаем, он имеет границы, с ним можно торговаться и договариваться, с ним можно жить.

Я как-то задался вопросом: а почему люди творят? Имею в виду, зачем люди пишут стихи, музыку, книги и так далее. Можно сказать просто — для самовыражения. А мне вот кажется, что нет. Люди боятся. Это страх того же небытия, страх смерти. Оставляя после себя некое наследие вроде книги или стихотворения, человек оставляет свой отпечаток в жизни. Творческие люди сильнее подвержены такому страху просто из-за того, что они эмоционально более активны что-ли…

Это размышление у меня возникло когда я с другом обсуждал повесть братьев Стругацких «Град обреченный». Кто читал, помните — в Эксперименте нет творцов. Есть какой-то музыкант, но он не композитор — он ремесленник, просто играть умеет. Я старался найти в тексте упоминание хоть одного писателя, поэта, композитора, художника и не нашел.

Почему же в Эксперименте нет творцов? Стоит сказать, что в Эксперименте люди отчаявшиеся, не могу точно выразить это определение, но что-то вроде глубоко депрессивных людей, которые вроде бы ничего и не потеряли, но чего-то им в обычной жизни не хватало. Полупустые люди…

Так вот творцу в Эксперимент не нужно. Любое свое эмоциональное состояние творец выплеснет на холст, на бумагу. Он об этом напишет или споет. И в этом суть и предназначение творца.

К чему я это о творцах-то размазал?.. Да, собственно, просто так. Захотелось написать — вот и написал.

Хрень какая-то… картинки тоже…

Вместо эпилога:

Я считаю, что курение трубки способствует более спокойному и объективному суждению во всех человеческих делах.

— Альберт Эйнштейн, 1950


Писано 13.01.2020

Понравилась статья? Тогда получайте обновления на e-mail: